10 правил покупки франшизы | Купить франшизу

Blog

10 правил покупки франшизы

Купить франшизу
Франшиза

10 правил покупки франшизы

Автор статьи Ирина Ищенко, эксперт по франчайзингу

Вы решили купить франшизу, но опасаетесь потерять свои деньги? Действительно, в России потенциальные покупатели франшиз имеют большой риск потерять деньги, выделенные на это направление. Это обусловлено тем, что на рынке франшиз большая часть предложений – франшизы-«пустышки».

Придерживаясь правил, изложенных ниже, вы гарантированно обезопасите себя и свой капитал от сотрудничества с неблагонадежными компаниями, и как следствие, выберите надежную франшизу. Помимо правил, из этой статьи вы узнаете о распространенных ошибках покупателей франшиз, из-за которых, к сожалению, были потеряны миллионы рублей.

Ищенко И.

 

Правило 1. Выделить время на сбор и анализ информации о франшизе и ее головной компании. Покупка франшизы предполагает дорогостоящие вложения, поэтому до принятия решения, проведите работу по сбору необходимой информации и ее анализу. Если, в спокойном режиме, выделять 1,5-2 часа в день в течение 2-3 недель, то по истечение этого срока у вас будет достаточно проверенных данных для принятия взвешенного решения.

Рекомендуется начать с анализа 5-10 франшиз в интересующей вас сфере бизнеса. Пропустив выбранные франшизы через фильтр, о котором говорится в Правиле 2, в списке останется в лучшем случае 2-3 франшизы, по которым соберите необходимую информацию и предметно ее изучите.

Ошибка: покупать первую, попавшую «в руки» франшизу, не выделив время на сбор и проверку информации о франшизе, не изучив франшизы-аналоги и конкурентную среду. 

Правило 2. Использовать фильтры, которые помогут сэкономить время и отсечь неблагонадежные компании.

В качестве фильтров используйте три вопроса, которые следует задать продавцу франшизы. Анализируя полученные ответы, вы сможете однозначно определить, стоит ли рассматривать данную франшизу к покупке.

Легко понять, что это за вопросы, зная о том, что настоящая франшиза соответствует трем критериям:

  1. Возраст бизнеса, на основе которого создана франшиза, должен быть более трех-пяти лет. Не допустимо, когда бизнес, на который создана франшиза, работает менее года. Такую «сырую» франшизу не стоит покупать, поскольку бизнес-модель еще не проверена временем, не «отшлифована», и «франчайзер» даже не проверил на себе сезонность бизнеса.
  2. Логотип, под которым будет работать франчайзи, должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Номер свидетельства о регистрации Товарного знака (логотипа), указывается во франчайзинговом договоре. Встречаются ситуации, когда Товарный знак не зарегистрирован, но подан на регистрацию. В этом случае запросите у продавца франшизы номер заявки и на сайте ФИПС https://fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister&regName=RUTMAP убедитесь, что это правда. В случае, если логотип, под которым работает бизнес, не является Товарным знаком, (т.е. не зарегистрирован в Роспатенте), покупать франшизу не рекомендуется. Из-за отсутствия регистрации логотипа бизнес находится в зоне финансового риска, и эта интеллектуальная собственность никак не защищена (в том числе может принадлежать другой компании). Если кто-то зарегистрирует существующий логотип на другую компанию, всем, кто работает под ним, придется выплачивать штраф за использование чужой интеллектуальной собственности и перебрендироваться.
  3. Форма франчайзингового договора, который заключается с покупателем франшизы, должна быть в виде Договора коммерческой концессии или Лицензионного договора, которые, по законодательству РФ, зарегистрируются в Роспатенте. Обе эти формы максимально полно описывают правила сотрудничества и защищают франчайзи. Если же покупателю франшизы предлагается заключить Договор об оказании консультационных услуг, Дилерский договор и т.д., то к дальнейшему рассмотрению данная франшиза не рекомендуется.

Исходя из этого, задайте продавцу франшизы три вопроса-фильтра:

  1. Какой возраст бизнеса, на основе которого сделана франшиза?
  2. Есть ли Товарный знак?
  3. Какая форма договора заключается с франчайзи?

Ошибка: получить удовлетворяющие ответы на вопросы-фильтры, не проверив информацию.

Совет: для проверки информации используйте рекомендации в Правиле 5.

Правило 3. Собрать полную информацию о франшизе.

Продавцы франшиз, как правило, предоставляют потенциальным покупателям франшиз, усеченный пакет информации.

Для качественного анализа франшизы запросите:

  1. Презентацию франшизы или ссылку на сайт с франчайзинговым предложением.
  2. Финансовую модель франшизы.
  3. Франчайзинговый договор или пакет договоров, которые заключаются с покупателем франшизы.
  4. Перечень информации, передаваемой покупателю после подписания договора.
  5. Контакты действующих франчайзи.

Ошибка: с первых минут знакомства с продавцом франшизы делать запрос на необходимые документы. Скорее всего, он решит, что к нему обратился представитель компании-конкурента и откажет в передаче файлов.

Совет: установите хороший контакт с продавцом франшизы, расскажите о себе и вашей мотивации, и только после этого делайте запрос информации.

Правило 4. Фиксировать собранную информацию о франшизе в едином файле.

Поскольку потребуется изучить объемный массив данных, лучше не полагаться на память, а сразу сделать для себя удобный документ, используя который, в дальнейшем, будет легко анализировать информацию и принимать решение.

Ошибка: не переносить информацию в документ для дальнейшего анализа, а принимать решение о покупке франшизы, основываясь на ярких эмоциях и позитивных впечатлениях после общения с продавцом франшизы.

Правило 5. Проверять франчайзера и информацию о франшизе.

Полученную информацию о франшизе и головной компании оцените критически, поставьте под сомнение и проверьте. Даже если внутри каталога франшиз ведется рейтинг франшиз, не принимайте решение о покупке, полагаясь только на него. Проведите самостоятельную работу, и помимо отзывов в интернете о компании и франшизе, проверьте на бесплатных порталах:

 – дату регистрации юридического лица, состав владельцев компании, по ссылке: https://egrul.nalog.ru.

 – регистрацию Товарного знака – на официальном сайте Федерального института промышленной собственности: https://fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister&regName=RUTM.

 – наличие судебных исков и решений в адрес компании-владельца франшизы  на интернет-портале «Правосудие», сайт https://sudrf.ru/ (общая государственная база судебных дел по России), или на сайте https://rospravosudie.com (в поисковой строке напишите название анализируемой компании).

– заявления о банкротстве компании на сайте http://kad.arbitr.ru/ (добавить в поле «Участник дела» ИНН или ОГРН компании).

–  в федеральной службе судебных приставов: http://www.fssprus.ru/.

Правило 6. Изучить финансовую модель.

Финансовая модель франшизы – стратегически важный документ, показывающий математику бизнеса, и главное, какая у вас будет чистая прибыль. Финансовая модель должна быть в формате Excel, с открытыми ячейками и возможностью менять показатели.  Если продавец франшизы не предоставляет файл с расчетом финансовых показателей или передал финансовую модель в формате Word или PDF, и отказывается предоставить в формате Excel, данную франшизу рассматривать к покупке не рекомендуется. Вы должны видеть и понимать все значения и формулы. Необходимо разобраться в природе каждой цифры и правильности расчетов финансовых показателей. Финансовая модель франшизы должна показывать:

  • подробные инвестиции на запуск бизнеса,
  • подробные ежемесячные затраты на ведение бизнеса,
  • прогнозный план продаж,
  • коэффициент сезонности,
  • чистую прибыль,
  • точку безубыточности,
  • период окупаемости бизнеса,
  • процент рентабельности бизнеса.

Имейте ввиду, в большинстве случаев, чтобы показать привлекательность бизнеса, в финансовых моделях занижены инвестиции на запуск бизнеса и ежемесячные расходы, а в прогнозном плане –завышены средний чек и количество чеков.

Ошибки:

  • не «погрузиться» в изучение финансовой модели и не перепроверить данные в ней,
  • не заложить «подушку безопасности» на первые месяцы работы бизнеса.

Совет: покажите финансовую модель бухгалтеру или экономисту с целью определить достоверность и полноту представленных данных.

Правило 7. Изучить франчайзинговый договор.

Франчайзинговый договор – ключевой документ, регламентирующий взаимоотношения по франшизе. Поэтому внимательно прочитайте и осознайте договор, сопоставьте условия сотрудничества и обязательства головной компании, заявляемые в презентации франшизы, с формулировками в договоре. Особое внимание обратите внимание на разделы, описывающие штрафные санкции, которые головная компания будет вправе выставить в ваш адрес.

Ошибка: подписать франчайзинговый договор, не изучив его условия.

Сделайте до подписания договора:

  • изучите Условия договора коммерческой концессии, которые регламентируются ст.1027 ГК РФ (глава 54),
  • помимо самостоятельного изучения франчайзингового договора, покажите его юристу, желательно, специализирующемуся во франчайзинге. 

Правило 8. Пообщаться с действующими франчайзи.

Действующие партнеры-франчайзи – это единственные люди, которые уже прошли путь запуска бизнеса и ведут операционную работу по франшизе. Поэтому у них есть проверенная и достоверная информация о том, сколько, например, на самом деле требуется инвестиций на запуск бизнеса и когда они окупятся. Контакты действующих франчайзи, по запросу, передает продавец франшизы. Желательно получить номера телефонов и пообщаться с несколькими действующими франчайзи, лучше из трех-четырех регионов.

Ошибки:

  • поговорить только с одним действующим франчайзи, потому что он может оказаться «подсадной уткой»,
  • постесняться разговаривать с действующими франчайзи,
  • в случае, если франчайзер отказывается передавать контакты действующих франчайзи, не искать их контакты самостоятельно.

Совет: перед проведением интервью подготовьте заранее список вопросов к франчайзи.

Правило 9. Изучить конкурентную среду.

Необходимо оценить, сможет ли выбранный бизнес быть конкурентоспособным в условиях вашего населенного пункта. Для этого:

  1. Изучите конкурентов, работающих на вашей территории. Посетите их точки и оцените объём продаж.
  2. Соберите информацию в файле Excel и сопоставьте ее между франчайзером и конкурентами по следующим показателям:

-розничные и оптовые цены,

– ассортимент,

– качество товаров,

– качество предоставляемых услуг,

– сильные и слабые стороны компаний,

– способы привлечения клиентов,

– проведение массовых мероприятий и маркетинговых активностей,

– потенциал компании и планы развития,

– активность ввода новых товаров и услуг.

Правило 10. Посетить действующие точки франчайзера и познакомиться с командой, которая будет помогать запускать бизнес по франшизе.

Рекомендуется лично побывать в действующих точках франчайзера, поговорить с его сотрудниками, и важно – пообщаться с командой, которая будет сопровождать на этапе запуска бизнеса и в ходе операционной работы, потому что франшиза – это партнерство, основанное на взаимоотношениях. До подписания договора убедитесь, в том, что вам комфортно сотрудничать с командой головной компании.

После соблюдения вышеперечисленных правил, не спешите, проанализируйте собранную информацию и на ее основании примите взвешенное решение о покупке франшизы.

Автор статьи Ирина Ищенко, эксперт по франчайзингу.

Моб.т.: +7-981-713-50-77

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выберите поля, которые будут отображаться. Другие будут скрыты. Перетащите, чтобы изменить порядок.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Щелкните снаружи, чтобы скрыть панель сравнения
Сравнить
Alert: Вам не разрешается копировать контент или просматривать исходный код!!